Бытует мнение, что сиквел обычно хуже оригинального фильма – создатели выдыхаются и, ослеплённые успехом первой части, менее внимательны к мелочам, менее сосредоточены на важных с точки зрения организации кинопроцесса моментах. Думается, что это нестрогое правило (да и не правило вовсе, а, скорее, тенденция, не всегда наблюдаемая).
Впрочем, «Человек-паук-2» не хуже и не лучше приквела, он вполне соответствует заявленному в первом фильме уровню: та же мощная графика и спецэффекты, то же слегка затянутое повествование, тот же шаблон построения сюжета и в целом вполне удачный результат, оставляющий приятное впечатление.
Из грустного разве что обидное топтание на месте главного героя. Если в первом фильме мы могли наблюдать хоть какое-то подобие его развития и рефлексии, то здесь всё примитивизировано донельзя. Неудачи на учёбе, работе, личном фронте – что сделать? – конечно, надо перестать спасать мир, и вот ты уже от бедра шагаешь по нью-йоркским авеню, теряя очки на ходу. Да, способности начинают «барахлить». Но ведь не случайны слова Осьминога – дар требует труда. Странно, однако. Тоби Магуйар в целом симпатичный актёр со своеобычной харизмой, но, чёрт побери, он опять выпучивает глаза и застывает в позе истукана. Мда, огорчительно. Впрочем, нельзя не отметить положительно сцену, где Питер рассказывает тётушке о последнем вечере дяди Бена.
Гарри (или Хэрри в русском дубляже, он же Джеймс Франко) в новом фильме отведено гораздо больше экранного времени, и это несомненный плюс. Вот где есть развитие! От мелкой натянутости отношений с Питером, которые всё равно остаются близкими, до фактической конфронтации и снятия масок… Герой Франко здесь – молодой делец, получивший в наследство от отца огромную компанию, но он слаб, он лишён той деловой хватки и самоотверженности, и он по-прежнему раздавлен гибелью папы. В этом положении, когда девушка ушла к другу (а друг её ещё и не принял!), отец убит, а сам друг водится с убийцей отца, Гарри, конечно, теряет голову. И в демонстрации его душевного состояния режиссёр показывает нам процесс зарождения будущего злодея, которым, по всей видимости, младший Осборн станет в третьей части.
Мэри Джейн доросла до актрисы, играющей в театре, и готовится к свадьбе с астронавтом – о таком развитии и мечтать не стоит. Но это по-прежнему та же девушка, которая тянула лыбу перед банками с пауками на камеру Питера в первой части… То же деревянное лицо, странные выпады. Режиссёр вновь доставляет удовольствие мужской части аудитории, показывая Кирстен Данст в мокром платье без исподнего, но…но…но… она всё та же! И, видимо, неслучайно – они с Паркером стоят друг друга. Хочу отметить: Мэри Джейн и Питер (как и актёры, их изобразившие) – не плохие и не раздражающие, они вполне милы, но, когда заявляется фильмец повышенного уровня пафоса и патетики, ждёшь, конечно, чего-то сообразного.
Того, что, в частности, показал Альфред Молина (Октавиус) – какой колоритный образ, да и актёр со своей демонической внешностью вполне способен посоревноваться с Зелёным Гоблином. Конечно, и здесь есть изъяны – например, его действия в конце фильма (а это всё потому, что тянули-тянули сюжет и под конец разбежались так, что дыхания не хватило), но это не портит общего впечатления от данного персонажа.
Порадовали и второстепенные персонажи: тётя Мэй, Диткович. Когда пересматривал фильм в оригинальной озвучке, ухо внезапно поймало слово «Балбес» из уст вылетевшего из туалета хозяина квартиры. Перемотал. Не показалось. Еврейский рантье «с чутьём как у крыски» оказался эмигрировавшим в Америку ещё в далекие советские годы русским актёром Ильёй Баскиным, который наряду с Крамаровым, Видовым и другими смогли покорить Голливуд (правда, почти всё в тех же клишированных образах плохих русских или деловитых евреев). А вообще приятно: ) зря в русском дубляже убрали его русскоязычные реплики.
Дочка Дитковича взялась из ниоткуда и ушла в никуда. Для чего была её сцена с Питером?
Ладно, в сторону придирки. Фильм по-прежнему хорош, к нему не стоит предъявлять колоссальных требований, хотя и пренебрежения он тоже не заслуживает.